Книжные магазины в России обвинили маркетплейсы в падении продаж

Ассоциация книгораспространителей (АСКР), объединяющая более 20 книжных магазинов и издательств, включая "Московский дом книги", сеть "Буквоед" и ГК "Альпина", обвинила последних в нечестной конкуренции, сообщает "Коммерсантъ".
В первом квартале 2025 года продажи крупнейших книжных магазинов сократились на 6%. Оборот вырос на 1,1%, но это было обусловлено исключительно увеличением цен на книги в среднем на 7,2%.
В прошлом году оборот книжной розницы (магазины и сети) составил 37,4 миллиарда рублей - минимум за последние четыре года. Причинами такой тенденции называют рост издержек, снижение прибыльности бизнеса, дефицит квалифицированных кадров и увеличение себестоимости книг на фоне ухудшения покупательной способности. Влияют на ситуацию также ценовой демпинг и нарушения антимонопольного законодательства со стороны маркетплейсов, по мнению АСКР.
В отрасли просят поддержать книжные магазины, включив их в закон о платформенной экономике, ограничив ценовую конкуренцию между онлайн и офлайн каналами продаж и установив предельные цены. Однако включение книжной розницы в законопроект считается маловероятным.
Федеральные торговые сети просят правительство ограничить возможности маркетплейсов предлагать крупные скидки на товары. Онлайн-площадки предлагают скидки в 30-50% от цены, установленной продавцом, чтобы привлечь покупателей. Представители офлайн-торговли утверждают, что их онлайн-конкуренты демпингуют, привлекая покупателей и вытесняя их с рынка. Однако ограничение скидок на маркетплейсах может привести к потере более 50 тысяч рублей в год для каждого российского домохозяйства, отмечает председатель комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества Яна Лантратова.
Источник и фото - lenta.ru