В России разминируют затонувшую 32 года назад советскую подлодку. Чем опасно ее нахождение на дне Карского моря?
Экспедиция на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» стартует в сентябре с участием водолазов МЧС, которые приступят к обследованию атомной подводной лодки К-27, затопленной в Карском море.
Об этом сообщили в ведомстве.
Подводная лодка К-27, погруженная на глубину в Карском море, стала объектом интереса для специалистов уже в пятый раз. В этот раз водолазам предстоит выполнить работы в условиях снежных бурь и низких температур, используя подводные беспилотники «Ровбилдер-600» и «Фалькон». Гамма-спектрометр НИЦ Курчатовский институт будет установлен на одном из беспилотников для более точного анализа окружающей среды.
Цель экспедиции - не только обследование подлодки, но и изучение воздействия времени и природы на объект. Водолазы МЧС будут работать на глубине в течение месяца, совершая серьезные научно-исследовательские задачи и внося свой вклад в сохранение исторического наследия подводных лодок.
Эксперты отмечают, что проблема взрывоопасных предметов на дне водоемов становится все более актуальной. В рамках пятилетней кампании по их подъему, глава МЧС Александр Куренков сообщил, что было обнаружено и удалено почти 126 тысяч опасных объектов.Подводная лодка К-27 проекта 645ЖМТ, выведенная из состава Северного флота СССР в 1980 году, стала объектом серьезной экологической угрозы после затопления в Карском море в 1982 году. Ее глубина залегания в настоящее время составляет 31 метр. Авария реакторов РМ-1 с жидкометаллическим теплоносителем привела к облучению корабля и острой лучевой болезни всего экипажа в составе 105 человек.Эксперты выражают обеспокоенность последствиями подобных экологических катастроф и призывают к усилению мер по обнаружению и ликвидации взрывоопасных объектов на дне водоемов. Работа по предотвращению подобных ситуаций требует комплексного подхода и согласованных усилий со стороны различных ведомств и организаций.В 2012 году было объявлено о планах поднять на сушу затонувшую подлодку, однако девять членов экипажа так и остались под водой, несмотря на усилия спасателей. Этот инцидент стал частью стратегии развития Арктической зоны России, включая в себя вопросы безопасности и экологии. Несмотря на прошедшие годы, подлодка до сих пор остается источником радиационной опасности для региона, ведь на её борту до сих пор находятся не выгруженные реакторы. В случае их повреждения, последствия могут быть катастрофическими не только для экологии, но и для экономики региона и стран, зависящих от рыболовства. В 2021 году потенциальные убытки для экономик России и Норвегии были оценены в 120 миллионов долларов, подчеркивая актуальность проблемы и необходимость принятия мер по обезвреживанию угрозы.Экологи из организации Bellona Foundation призвали Россию поднять со дна морей в Арктике затопленные подлодки с радиоактивными отходами. Однако проблема не ограничивается только подлодками. Кроме К-27 проекта 645ЖМТ, борцов за экологию беспокоит судьба ядерного реактора АПЛ К-140, пяти реакторных отсеков различных АПЛ, а также экранной сборки атомного ледокола «Ленин». Важно отметить, что на сегодняшний день на дне арктических морей остаются около 1 тысячи объектов, которые представляют высокую угрозу для экологии и могут стать источниками радиоактивного загрязнения. Необходимо принять срочные меры для предотвращения возможных экологических катастроф. Важно уделить внимание не только поднятию затопленных объектов, но и разработке стратегии по обезвреживанию радиоактивных отходов и предотвращению новых угроз.Советская подлодка К-27, построенная по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, представляла собой уникальный корабль, обладавший рядом преимуществ благодаря применению атомной энергоустановки с ЖМТ-реактором. Это обеспечивало ей более высокую скорость, лучшую динамику и, соответственно, более высокую маневренность.
Однако, помимо позитивных характеристик, существовали и негативные стороны работы установки, включая проблему постоянного образования радиоактивного полония-210 и риск отравления экипажа, что ставило под вопрос безопасность операций на подлодке.
Перед началом первых испытаний подлодки, экипаж, возглавляемый капитаном II ранга Иваном Гуляевым, прошел специальный курс подготовки в учебном центре ВМФ в Обнинске. Здесь был построен испытательный стенд 27/ВТ с реактором ЖМТ, где моряки осваивали новые технологии и процессы, необходимые для работы на подлодке с атомной энергоустановкой.
В июне 1963 года историческое событие произошло на атомной подводной лодке К-27 - на ней был поднят Военно-морской флаг СССР, и лодка отправилась в пятидневное плавание. Этот акт стал началом новой эры в развитии подводного флота. Через четыре месяца после выхода в море, правительственная комиссия, возглавляемая вице-адмиралом Георгием Холостяковым, подписала акт о приеме «опытовой атомной ПЛ К-27 проекта 645» в эксплуатацию. Это событие ознаменовало начало новой эпохи в развитии подводного флота СССР. В апреле-июне 1964 года К-27 установила рекорд длительности пребывания в подводном положении - 51 сутки, совершив первый автономный поход. За этот подвиг командир лодки, капитан I ранга Иван Гуляев, был удостоен звания Героя Советского Союза. Награды за этот поход и освоение новой техники получили и другие члены экипажа, чьи усилия и мастерство были неоценимы для успеха миссии.Источник и фото - lenta.ru